«Пусть не торгует на наших рынках тот, кто не изучил фикх, а кто не изучал, то он ест из ростовщичества, желает он этого или нет» Умар ибн аль-Хаттаб («Танбих аль-гафилин», имам ас-Самарканди)
Относительно недавно исламские финансы стали реальностью для мусульман Татарстана. Чуть больше года назад на рынке появились сразу две компании: финансовый дом «Амаль» и товарищество на вере «Юмарт Финанс», которые провозгласили свои финансовые услуги соответствующими Шариату. Контроль же за этим соответствием и в той, и в другой компании, было доверено осуществлять специальному шариатскому эксперту – Булату Мулюкову, имеющему как высшее исламское образование Исламского Университета Эр-Рияда по специальности «Шариат», так и специализированное образование шариатского аудитора в исламских финансовых институтах Организации по Учёту и Аудиту в Исламских Финансовых Институтах (Бахрейн).
Однако известно, что в Исламе есть правило: «истина не познается по людям, а люди познаются по истине», и, соответственно, тот или иной вопрос уясняется, прежде всего, на основе доводов, а не одобрением шариатского эксперта как таковым. Поэтому вполне резонным является то, что отдельные аспекты деятельности исламских финансовых компаний Татарстана вызывают вопросы у некоторых мусульман, желающих разобраться в них на основе шариатских доводов. Одним из таких вопросов является вопрос дозволенности операции продажи заказанного товара в рассрочку, известного в терминологии исламских банков как «мурабаха лиль амир биш-шира`». Основными сомнениями, которые возникают относительно данного вида отношений, являются следующие:
Что касается перечисленных выше сомнений, то учёные имеют по ним следующие пояснения:
Кроме того известно, что в коммерческих отношениях к определённому результату можно прийти как запретными, так и дозволенными путями. В сборнике хадисов имама Муслима приводится следующий хадис:
«Биляль пришел в Пророку, мир ему и благословение, и принес некое количество фиников высокого качества, и Пророк, мир ему и благословение, спросил откуда они. Биляль объяснил, что он обменял две части фиников низкого качества на одну часть фиников высокого качества. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Это и есть ростовщичество! Не делай так. Вместо этого продай финики одного качества, и на вырученные деньги купи другие».
Таким образом Пророк, мир ему и благословение, указал, что человек может получить хорошие финики вместо плохих, но в меньшем количестве – если сделает это посредством продажи последних и покупки первых на вырученные деньги – и это будет дозволенным. При этом, результат может быть абсолютно тем же, что если бы человек просто обменял плохие финики на хорошие – однако последнее является ростовщичеством (риба аль-фадль). Таким образом, внешняя схожесть результатов – не всегда довод на запретность.
В случае же с ростовщичеством на займе (риба ан-насиа) и продажей заказанного товара в рассрочку, как уже было сказано, – даже результаты сделок являются отличными: в первом случае человек получает деньги, а во втором товар.
Аль-‘Алия бинт `Ауфа’ рассказывала: жена Зайда, мать его ребёнка (ум аль-валяд) и я встретили ‘Аишу, да будет доволен ей Аллах, и мать его ребёнка сказала: «Я продала раба Зайду ибн `Аркаму, да будет доволен им Аллах, в рассрочку за 800 дирхамов, а затем выкупила его обратно за 600 дирхамов наличностью». ‘Аиша ответила: «Насколько плохо то, что ты купила и насколько плохо то, что Зайд тебе продал, скажи Зайду что он сделал недействительным свой джихад с Пророком, мир ему и благословение, до тех пор пока он не покается» (Сборники хадисов имама ад-Даракутни и имама Ахмада).
То есть «бай аль-‘ина» означает покупку товара в рассрочку и его обратную продажу изначальному продавцу, только для того, что бы получить наличные деньги, но не сам товар. Однако, как уже было сказано, «мурабаха лиль амир биш-шира`» означает приобретение именно товара, а не одалживание денег. Человек получает именно товар, который имеет ценность и способен приносить пользу сам по себе, в то время как деньги сами по себе пользы приносить не могут и не имеют узуфрукта.
«Если один человек велит другому купить дом за тысячу дирхемов и сообщит ему, что если он сделает это, то он (велевший) выкупит его (этот дом) у него(тому кому велят) за тысячу и сто дирхемов. И если тот, кому велят, боится, что велевший купить может передумать покупать (дом) у него…, то пусть (тот, кому велят) купит дом с условием возможности его возврата в течении трех дней и получит его во владение, а затем когда к нему придет велевший купить и скажет «я купил (покупаю) у тебя за тысячу и сто», он (тот, кому велели) скажет «дом твой за эту цену».
Так же известно, что большинство современных исламских учёных и авторитетных советов по Фикху разрешают данный вид сделок. Список учёных, разрешающих «мурабаха лиль амир биш-шира`» займёт ни одну страницу и поэтому мы ограничимся ссылками на крупнейшие советы по Фикху:
Основываясь на приведённых выше доводах, мы убеждены, что операция продажи заказанного товара в рассрочку (мурабаха лиль амир биш-шира`) является дозволенной, а Аллаху известно лучше. Мы надеемся, что данная статья будет полезной для мусульман и помимо данного вопроса, мусульмане будут изучать и другие вопросы Шариата, связанные с экономическими отношениями, для того чтобы защитить себя от запретного и достичь успеха в обоих мирах.
Подготовили:
Исхаков Искандер - руководитель отдела развития, Финансовый дом «Амаль»;
Мулюков Булат – руководитель отдела внешнего шариатского контроля, Финансовый дом «Амаль»;
Сафиуллин Газинур – специалист внутреннего шариатского контроля, Финансовый дом «Амаль».