Мы снова в СМИ.
Подробное интервью.
Уже входит в норму раз в неделю появляться на ТВ или в интернет-газетах, и вся благодарность за это, конечно, Всевышнему.
Рустам Сагдеев, генеральный директор одного из пионеров исламского банкинга в России — Финансового Дома «Амаль» — рассказал о клиентах компании, особенностях инструмента и новых возможностях.
1 сентября в Татарстане стартовал эксперимент по партнерскому финансированию. В течение двух лет этот механизм будут тестировать в четырех регионах страны, уточнять критерии эффективности и отдельные положения закона. На первый взгляд, может показаться, что мусульманский банкинг интересен только приверженцам ислама. Это не так. Например, около трети клиентов Финансового Дома «Амаль» — немусульмане.
Деньги инвесторов мы вкладываем не в виртуальные бумаги, а в реальные активы: промышленные линии, медицинское оборудование. У нас есть православные инвесторы из разных регионов России, которые выбрали нас за то, что в операциях Дома отсутствует ссудный процент.
Мусульманин не может пользоваться услугами в кредитовании и получении финансирования, тем более при наличии в стране работающих исламских финансовых учреждений. Запрещены даже те банковские продукты, где ростовщический процент вроде бы отсутствует. Например, в кредитных картах с беспроцентным льготным периодом — после его истечения все равно выплачиваются проценты. Или в кредитных программах рассрочки — там все равно заложены скрытые комиссии и штрафы. Чистым должен быть и сам источник дохода.
В партнерском финансировании деньги не меняются на деньги — средства инвесторов направляются в сделки по договору купли-продажи только материальных активов, которые можно реально потрогать, посмотреть и проверить, поэтому исламские финансовые операции ближе к торговым. Клиент покупает необходимый актив после личного осмотра, товар передается из рук в руки. Сумма рассрочки по договору купли-продажи не может увеличиваться после подписания договора.
Фундамент исламских финансов — отсутствие ростовщического ссудного процента.
Партнерские финансы не используют в своей деятельности штрафы, комиссии, а также страховки и другие скрытые платежи. Они также предусматривают партнерское распределение прибылей и убытков.
При этом каждый наш инвестор понимает, что инвестиции по исламу невозможны без риска. Это партнерские инвестиции — и мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы свести его к минимуму. Мы диверсифицируем вложения — «Амаль» вкладывается в разные индустрии — общепит, торговлю, строительство, производство, логистику. Еще одним позитивным фактором, который влияет на доверие наших клиентов, является спрос на финансирование — он стабильно высокий. Компании встают в очередь, чтобы получить финансирование от «Амаль».
Важную роль теперь будет играть закон об исламском банкинге. С его принятием мы входим в реестр аккредитованных ЦБ финансовых учреждений, которые работают по принципу партнерского банкинга.
Интересных кейсов у нас много. Мы гордимся, что некоторые наши клиенты даже в отсутствие исламской ипотеки, смогли накопить на квартиру, используя разные инвестиционные продукты «Амаля». Нас вдохновляет, когда молодые родители приходят к нам и открывают вклад «Юный инвестор» для только родившегося ребенка с тем, чтобы к окончанию школы накопить на учебу в вузе.
Есть также прецеденты, когда мусульмане, закрывали ипотеку, взятую в обычном банке, через продажу объекта и покупали новый — уже на халяльных принципах.
Я бы отметил осознанность и ответственность наших клиентов. Компании, которые приходят к нам за финансированием, серьезно относятся к обязательствам, которые берут на себя. Это взаимно — поскольку мы покупаем оборудование для наших клиентов, мы тщательно изучаем их финансовую модель, рыночную конъюнктуру.
Что касается наших инвесторов-физических лиц, их характеризует целеустремленность. Они, как правило, приходят к нам с просчитанным планом — к какому сроку и какая сумма им нужна. Им важно, что их средства будут вложены в компании, которые ведут бизнес этично, приносят пользу обществу. Многие из них переводят часть полученного дохода на благотворительность и наши инвестиционные продукты позволяют это делать.
Еще одна черта, которую бы я отметил — более спокойное отношение к кризисам. Конечно же, наши клиенты полагаются на Всевышнего. Помогает еще и наша история — мы работаем с 2010 года, уровень доверия клиентов у нас высокий. Мы прошли через многое и, независимо от ситуации, показывали среднюю годовую доходность по инвестиционным продуктам более 10 процентов.
Сегодня инвестиции — это тема, которая интересует многих. Кого-то мы привлекаем персональным подходом и человечностью в общении. Кто-то выбирает нас как необычную альтернативу, которую интересно оценить и испытать на практике. Все больше у нас становится и молодой аудитории. Неожиданно для себя мы оказались в тренде на этичное, осознанное потребление, прозрачность в бизнесе.
Я бы провел аналогию с продукцией халяль, сегодня она популярна не только в мусульманских регионах России. Люди видят за ней стоят высокие стандарты качества и обязательства производителя.
По материалам онлайн-конференции
«Исламский банкинг: стартовал эксперимент по партнерскому финансированию»